Рецензия на фильм «Трансформеры 2: Месть падших»

4 июля 2009,  09:12 | Рецензии | Автор: Иннокентий Яковлев

Узнал об этом фильме совершенно случайно, и уже по рекламному плакату стало ясно, что ничего, кроме низкопробного трэша ожидать от него не стоит. Но уже первые минуты просмотра убедили в ошибочности первоначального мнения. Такого чудовищного, дикого, разнузданного БРЕДА я не видел давно. Пожалуй, только «Ван Хельсинг» и «Дети Шпионов» (все части) могут поспорить с этим фильмом на звание самого трэшевого и бессодержательного фильма из всех когда - либо снятых и при этом претендующих на пафосный титул «блокбастера».

Первое, что бросается в глаза – это необычайный, ненормальный для человеческих органов восприятия динамизм. Кадры сменяются необычайно быстро, камера в считанные секунды меняет ракурс, в силу чего возникает ощущение некой рваности картины: кадр - один неподвижный ракурс, кадр - следующий ракурс. В картине нет пластичности, более-менее плавного перехода, особенно это касается сцен, в которых показываются трансформации роботов, боевые сцены. Но и без этого видна гиперболизированная, совершенно ненормальная игра красок. Все, начиная от кожи персонажей и их одежды, заканчивая панорамами городов, буквально пышет яркими красками. Звуковой ряд дополняет общее впечатление: громкая, экспрессивная речь персонажей, на грани помешательства, рев всевозможных двигателей, скрежет металла, многочисленные типы звуков, исходящие от роботов; все это вкупе с видео рядом создает ощущение своеобразного «террора», направленного на зрение и слух человека. Такое чувство, что режиссер специально намеревался оглушить зрителя, показать ему цветастый калейдоскоп и по этому сразу понятна аудитория фильма: подростки 12-16 лет, или около того.

Второе. Необычайная, из ряда выходящая пошлость и откровенная похабность фильма, находящаяся на грани порнографии. Постоянно эксплуатируется сексуальная тематика. Хорошо, если бы это были просто похотливые позы некоторых особ, хотя и это для фильма, тем более рассчитанного на детей и подростков, совершенно недопустимо. Режиссеру этого мало! Он не стесняясь показывает зрителю сношающихся собачек, нижнее белье как женщин так и мужчин, телодвижения, имитирующие половой акт, даже роботы и те похотивы (я имею в виду эпизод когда робот - шпион припал к ноге Микаэлы, девушки Сэма, и начал имитировать половой акт с ее ногой.), бесконечный юмор ниже пояса – все это делает фильму огромный минус. А какой предстает семья главного персонажа с человеческой строны - Сэма? Опять же мы видим из ряда вон выходящую, грязную похоть, которую родители даже не пытаются скрывать перед своим сыном. И это модель семьи - одной из основных ценностей любого здорового общества.

Одним словом, для повышения популярности фильма, а, соответственно, и кассовых сборов режиссер пошел на самый банальный и убогий прием: неумеренная эксплуатация животных инстинктов, гнездящихся в человеке. Следующий шаг в этом направлении – и мы получим легализованную порнографию. И что самое страшное – этот фильм смотрят не то чтобы подростки, но и дети 3-4 лет!

Техническая сторона фильма, а именно спец. эффекты, компьютерная графика, хотя и на высоте, но это ничуть не делает фильм лучше. Понятно, что это трэш, развлечение для глаз, но всему есть мера! Когда большую часть ленты занимают не натуральные съемки, не диалоги или монологи персонажей, а искусственная графика, то это свидетельствует далеко не в пользу кинофильма.

Сюжет фильма банален, хотя совсем убогим его не назовешь. Зло поднимает свою уродливую голову, отчаянная борьба с превосходящим по силе противником, как всегда, надежда на избранного героя, маленького и слабого, но чистого душой и сердцем, «эпические» битвы, и, разумеется, счастливый конец. Просто, но это даже и к лучшему, особенно для подобного боевика. Лучше качественно сделанный простой, цельный, без изысков сюжет, чем плохой, но с претензией на «глубокий» смысл. К сожалению, сюжет прямо-таки проникнут кисломолочным гуманизмом и присущей едва-ли не всем современным фильмам идеей мультикультурности. Примеры.

Огромный, ростом в 20-25 метров и весом в несколько сот тонн робот, лидер одной из выживших фракций - Прайм, в силу непонятно откуда взявшегося у инопланетного (!) существа человеколюбия, рискуя своей жизнью, спасает маленького человечка. Понятно, что «инопланетянин» должен быть понятен зрителю, именно поэтому роботы антропоморфны не только в плане своей внешности, но и внутренней мотивации. Тем не менее, ни один лидер, который отвечает за жизнь своих подчиненных, никогда не будет рисковать собой, ради цели, ничего общего не имеющей с попечением о жизни и благополучии своих подчиненных, а в данном случае братьев по «расовой» принадлежности; тем более ради низшего существа, которыми в сравнению с роботами, являются люди. Что касается мультикультурности, то здесь режиссер переборщил. Ладно, если бы в фильме были просто негры. Так ведь нет! Мы видим восточных азиатов, цветных и латиносов. Это тем более странно, что в США абсолютное большинство – это белые потомки европейцев. Впрочем, это – лишь следствие т.н. политики «толерантности».

Есть ли в этом фильме какие-либо идеи? Как ни странно, есть. Верность, жертвенность, человеколюбие. Впрочем, она настолько банальна, что меня берет сомнение, можно ли это вообще считать идеей.

Впрочем, есть в этом фильме кое-что положительное, а именно – демонстрация мощи ВС США. Каким перед нами предстает американский солдат? Могучий: высокий, статный, широкий в плечах воин; сильный, ловкий, смелый, умеющий обращаться с любым видом оружия и техники; бесстрашный и стойкий – он способен дать отпор любому противнику, даже если это огромный, вооруженный, в буквальном смысле с головы до ног робот. Американская военная техника: самая совершенная: быстрая, смертоносная, многочисленная, разнообразная, способная выполнять боевые задачи всюду. Организация: армия мобильна, способна в кратчайшие строки оказаться в любой точки мира, слаженная – никакой некомпетентности и сбоев. Наконец, тот факт, что финальная битва происходит в Египте, куда бравые американские десантники были заброшены буквально за несколько часов, является ярким свидетельство претензий на мировое лидерство. Вся планета – это потенциальная зона боевых действий армии США, они хозяева в этом мире.

Одним словом, здесь чувствуется иной, нежели в России, образ мышления: гордость за свою армию и страну, гордость за возможность и право быть агрессивными и сильными. Вдумайтесь, сколь радикален контраст с позиционированием русской армии в России (апофеоз – сериал «Солдаты»).

Наконец, последнее, что я хотел сказать. Сама идея роботов, вылупляющихся из личинок (!), т.е. по сути одушевленного, разумного металла, ощущение чего еще более усиливается от факта возможности их трансформации из автомобильной техники людей и обратно, имеет эсхатологическую подоплеку. Т.е. перед нами ожившая неживая материя, одушевленная мертвечина. Особенно ярким моментом в том, что с условностью можно назвать эсхатологией фильма, является десант Десептиконов на Землю: огромные огненные шары, падающие с небес… Прямая параллель с «Откровением», где имеется упоминание о семи огненных слезах, упавших с небес. Впрочем, не надо обольщаться насчет режиссера. Естественно, ни о какой эсхатологии он и не думал. Его задача – создать трэш и заработать как можно больше денег. Все. То что он, 99%, создал фильм, содержащий эсхатологические мотивы, не его «заслуга», а авторов идеи комикса, которые опять-таки едва-ли над этим задумывались. Может быть, создание подобных, чудовищно агрессивных, картин – это знак?..

545 

Написать комментарий

Написать комментарий...
Написать комментарий...

Читайте также: